1. Правительство обеспечило Латвию кредитом (или кредитной линией) в размере 4 миллиардов. Здорово!
Но каков бизнес-план, на который этот кредит брали?! Если эти деньги будут только растрачены на получение очередной выгоды, то вернуть их потом будет трудно.
Во-первых, эти деньги должны пойти на обеспечение выживания государства «после этого». Должны быть вложены в медицину, чтобы снизить потери не от COVID-19, но от нелечения других болезней во время пандемии и простоя врачей.
Должны быть вложены в информационные технологии (и их безопасность!), чтобы государственное управление и народное хозяйство с меньшим количеством сотрудников могло успеть больше. Это самое подходящее время для рестарта проекта э-здоровье – но только в том случае, если мы будем учиться на своих ошибках.
Но если все же из этих денег будут покрываться очередные расходы, то должен быть план – за какой срок и на сколько эти расходы будут снижены, а доходы увеличены, чтобы опять «сошлось».
2. Также как это было в 2009 году, нужно реорганизовать многие дублирующие друг друга госучреждения, объединив совпадающие функции и снизив административные выплаты.
У нас 13 министерств, в каждом из которых работают может сто, а может сотни чиновников, которые перекладывают бумаги и определяют политику отрасли. Это бесконечная бюрократия, которую нужно побороть. Но за каждым из министерств стоят десять или больше учреждений, которые выполняют различные управляющие функции государства. В каждом из них есть руководство, делопроизводство, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть, отдел информационных технологий и т.д. Часто их функции очень узкие и в реальности для их выполнения нужно сотрудничать со многими учреждениями.
Объединение Управления по делам окружающей среды со Государственной службой среды – шаг в нужном направлении. А вот как сохранить ценных специалистов и наработки обоих учреждений и обеспечить эффективность работы объединенного учреждения – это уже другая история.
Но, например,
Госагентство лекарств регистрирует лекарства и надзирает за их торговлей. Важная вещь. Но, может, эту функцию можно передать (присоединить) к Инспекции здравоохранения или Национальной службе здоровья?
В области юстиции. Госинспекция данных заботится о защите персональных данных и издает длиннющие пояснения к законам, из которых ничего нельзя понять. Этого требует Европа. Но, может, эту функция может выполнять отраслевое министерство или другое, более крупное учреждение? Агентство зданий суда управляет зданиями судебной власти и предоставляет IT-услуги. Но и Судебная администрация предоставляет IT-услуги и содержит систему Земельной книги? Почему два учреждения?
В области принадлежащей государству недвижимости вообще сложилась странная ситуация. Большую часть своих «домовых управлений» отрасль ликвидировала как лишние и объектами недвижимости теперь управляют сами учреждения или государственные общества капитала (например, больницы), или управление передано в руки государственного акционерного общества "Valsts nekustamie īpašumi" (VAS VNĪ).
Но есть различные отрасли, где остались учреждения, которые выполняют функцию посредника между учреждениями отрасли и VAS VNĪ. Это уже упомянутое Агентство зданий суда, Национальное агентство по обеспечению (отрасль внутренних дел) и Государственный центр защиты военных объектов и закупок (VAMOIC). Не могу сказать, что его можно сейчас и тут же добавить к VAS VNĪ, потому что у них есть и другие функции, но оценить их возможную реорганизацию будет можно.
3. Как бы это ни было болезненно, нужно понять, что сейчас следует отказаться от проекта "Rail Baltica", упустившего свое время.
После BREXIT и COVID-19 у Европы не будет денег на этот проект, не будет и пассажиров, которые позволили бы вернуть средства, вложенные в этот и без того слишком утопичный план. Вложенное в „Rail Baltica” ляжет на латвийский бюджет и это будут выброшенные деньги.
Строительство железных дорог процветало 150 лет назад. А сейчас уже несколько линий в Латвии снесены, и если мы начнем строить Rail Baltica, она останется заброшенной, как детские железнодорожные рельсы в Межапарке. COVID-19 дает нам возможность выйти из этого проекта «с достоинством и поднятой головой» так же, как в свое время это сделало правительство Домбровского использовав трагедию в Maxima.