Ответы могут быть разными – отталкиваться от возраста (спасать самых молодых), от пола (сначала женщин), тянуть жребий и т.п. Эта моральная дилемма немного представлена в фильме о Рождественских боях «Души в метели», который в прошлом году вышел на экраны. Там есть эпизод, где в сельский лазарет привезли раненых и нужно было решать, кого спасать, а кого оставить умирать без значительной медицинской помощи. Главным героям фильма помощь оказали.
То, как поступать в военное время медикам, указывают военные медицинские регламенты, имеющие силу приказа. Они предусматривают, что если из многих раненых нужно выбрать тех, кого спасать – то в первую очередь помощь нужно оказывать тем, у кого больше шансов выжить, невзирая на звания и заслуги. Только рациональный подход – спасать тех, кто выживет и не тратить ресурсы на тех, кого спасти уже нельзя.
В Северной Италии в марте тяжелых пациентов было в разы больше, чем могли принять больницы. Так что Италия выдала врачам эти инструкции военного времени, чтобы облегчить для них дилемму.
Италия не только вспомнила медицинскую практику военного времени, но и подключила к решению проблемы свои вооруженные силы. И так как своих ресурсов Италии было недостаточно, она попросила помощи у ЕС и НАТО. Однако почти все страны участницы этих организаций в тот момент занялись своими делами и своими жителями. До середины марта помощи Италия от членов НАТО не получила.
Когда даже США не пришли на помощь, Италия согласилась принять предложение России отправить мобильный военный госпиталь. В Италию прилетели сотни военных медиков-инфектологов. После этого на российских ТВ-каналах почти неделю крутили новость о том, как США не оказали помощь, а Россия помогла братскому народу Италии. В критический момент помощь итальянцам оказали Китай и Куба.
После такого поворота евроатлантисты стали поговаривать о том, что идеологическая конструкция НАТО была разрушена одним рывком. Какими бы ни были проблемы дома, но и западным союзникам следовало проявить хоть какую-то солидарность с Италией. В итоге в конце марта Италия получила от США медицинское оборудование на сумму более чем в сто миллионов долларов, в начале апреля основательную помощь ей оказала Турция.
Однако припозднившаяся помощь партнеров по НАТО стала не единственной проблемой. Между Берлином и США разгорелся конфликт, якобы, американцы перехватили и груз респираторов, который предназначался Германии.
Несмотря на эпидемиологические трудности на прошлой неделе состоялась первая встреча участников альянса НАТО в формате видеоконференции, где была выражена решимость продолжать работу над коллективной безопасностью, невзирая на международные ограничения, связанные с пандемией Covid-19. Министры иностранных дел стран-членов НАТО договорились, что доставка оборудования будут демонстрировать солидарность объединения.
Однако несмотря на демонстрируемое внешнее единство, актуальным становится вопрос о возможности военного альянса НАТО совместно отвечать на новейшие угрозы безопасности.
Кризис, вызванный Covid-19, убедительно продемонстрировал, что чрезвычайные ситуации, когда нужно подключить международные военные ресурсы, могут быть не связаны с нападением третьего государства на какую-то из стран-участниц. И если НАТО не может оперативно и адекватно ответить на новейшие вызовы, а международная военная солидарность все чаще происходит в обход НАТО, или ее предоставляют страны, которые вообще считаются вероятными противниками НАТО, - встаёт вопрос о необходимости союза НАТО как такового.
Пришло время не только внешне продемонстрировать свое единство, но реально решить, готов ли альянс НАТО быть гарантом коллективной безопасности для всех стран-участниц не только в условиях военной агрессии, но и отвечая на новые угрозы XXI века".