Экономический обозреватель Ларри Эллиотт на страницах The Guardian делает прогноз на 2016 год. "Когда-нибудь восстановление, базирующееся на резком повышении цены активов, слабом росте доходов и растущем личном долге, приведет к очередному масштабному финансовому кризису, но не в ближайшие 12 месяцев, передает "Инопресса".
Напротив, 2016 год будет годом жизни на грани, сокрытия трудностей и попыток выиграть время перед тем, как проблемы вновь дадут о себе знать, - пишет Эллиотт. - Между падением цен на нефть и ответным ростом расходов всегда существует небольшая задержка, отчасти потому, что люди хотят убедиться в том, что низкие цены сохранятся". Прошло уже 16 месяцев с тех пор, как нефть начала падение в августе 2014 года со 115 долларов за баррель, и велик шанс, что она продолжит падение. Так как ОПЕК не демонстрирует политического стремления сдерживать производство, вполне возможно, что цены на нефть могут упасть ниже 30 долларов за баррель в первые месяцы будущего года, полагает Эллиотт. В результате инфляция окажется ниже, чем предполагают любые центробанки крупных стран мира.
«Вот предсказание номер один на будущий год: и инфляция, и процентные ставки останутся ниже, причем на более долгий срок, чем предполагалось», - пишет Эллиотт.
Еще одна тема 2016 года - Китай. Вопрос не в том, замедлится ли его экономический рост, а в том, насколько замедлится. По мнению Эллиотта, «Китай снизит темпы роста в 2016, но смягчение политики предотвратит резкое падение». «За последние шесть лет еврозона продемонстрировала безошибочную способность проигрывать в делах, обреченных на успех , - продолжает автор. - Каждый раз, когда кризис, казалось бы, уже заканчивался, происходило что-нибудь ужасное. В 2016 году этим «чем-нибудь» может стать Греция, оказавшаяся в ловушке долгов и экономии, неуправляемая Испания или неэффективная Франция. Впрочем, есть пара причин, почему еврозона может продержаться до 2017 года без новых проблем.
Во-первых, она воспользуется отсрочкой от ужесточения политики в США и Великобритании, а также стимулирующими рост мерами в Китае. Во-вторых, ЕЦБ продолжит смягчать денежно-кредитную политику в надежде, что рост денежной массы стимулирует банковское кредитование».
Однако крупнейшая непосредственная опасность для глобальной экономики исходит от стран с переходной экономикой, особенно тех, которые страдают от падения цен на товары, продолжает Эллиотт. «Особенно внимательно следует присматривать за Бразилией. Это крупнейшая экономика в Латинской Америке, переживающая серьезные трудности. Вероятно, визита МВФ избежать не удастся», - пишет автор.
«История грозит повториться, потому что нарастание кризиса 2008 года началось на периферии глобальной экономики. И вот мое последнее предсказание: в 2016 году взрыва не будет, но запал будет зажжен», - резюмирует Эллиотт.