Конечно, Д.Левицкий всё же был чересчур категоричен, утверждая, что подозревали каждого русского. Но трудно оспорить такое его утверждение о репрессиях, начавшихся еще до депортации 14 июня: «Среди сразу же арестованных или исчезнувших было немало русских, как коренных местных жителей, так и эмигрантов: паспорт в этих случаях не имел никакого значения».
Арестовали или депортировали бывших русских политиков, общественников, деятелей культуры и науки. Напомню лишь о нескольких ярчайших личностях, которые либо были репрессированы еще до 14 июня 1941 года, либо вывезены из Латвии в ходе массовой депортации.
В июне 1941 года был расстрелян Мелетий Каллистратов, депутат всех четырех Сеймов Латвийской Республики, защищавший русское образование и экономические интересы русских крестьян Латгалии. Тогда же был расстрелян и депутат четвертого Сейма Латвии Сергей Трофимов.
Среди репрессированных — немало религиозных деятелей разных конфессий. Так, 14 июня 1941 года был арестован и депортирован из Латвии Василий Кудрячев, многолетний председатель Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, в Латвийской Республике коммерсант и известный филантроп, на свои средства построивший детский приют. Через несколько месяцев после депортации В.Кудрячев умер в Усольлаге.
Иван Заволоко.
Другой известный деятель латвийского старообрядчества — Иван Заволоко — историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель был арестован еще в октябре 1940 года и 17 лет пробыл в заключении.
14 июня 1941 года была депортирована из Латвии семья известнейшего предпринимателя Василия Емельянова, совладельца сети кинотеатров. (Напомним, на средства возглавляемой им фирмы было построено прекрасное здание кинотеатра Splendid Palace в центре Риги). Василий Емельянов погиб в заключении в 1949 году.
Владимир Петров.
14 июня 1941 года депортированы были и родственники известнейшего шахматиста Владимира Петрова, опередившего в 1937 году на международном турнире в Кемери чемпиона мира Александра Алехина. 14 июня из Латвии были выселены родители жены Петрова, жившие в Резекне. Сам Владимир Петров находился в это время в России на крупном шахматном турнире и ничего не знал о случившемся. В 1941 году он был призван в армию, служил в штабе 201-й Латышской стрелковой дивизии, затем работал в информационном агентстве ТАСС, но в 1942 году его арестовали после доноса, он умер в заключении.
Пострадали в Латвии во время сталинских репрессий и русские деятели культуры.
Достаточно сказать, что еще до депортации 14 июня 1941 года был арестован бывший руководитель Русского просветительного общества Елпидифор Тихоницкий, депутат второго Сейма Латвии, инициатор и организатор ежегодного проведения в Латвии Дней русской культуры, член правления Союза русских учителей, член Рижского русского благотворительного общества и певческого общества «Баян». В 1942 году «контрреволюционер» был приговорен к расстрелу. Умер он в заключении еще до приведения приговора в исполнение.
Списки депортированных составлялись без всякой логики, мало зависели от того, какую политическую позицию занимал тот или иной человек.
Известный педагог Василий Преображенский оказался своего рода «дважды репрессированным». В 1936 году при диктатуре К. Улманиса талантливый учитель и редактор изданий Дней русской культуры в Латвии В. Преображенский лишился права преподавания в школе, так как был не согласен с проводимым диктатором политическим курсом. 14 июня 1941 года Василия Преображенского депортировали из Латвии, уже при новой власти. Через четыре месяца после этого он умер в заключении.
Общественный деятель Латвийской Республики Борис Евланов 9 июля 1940 года выступил в Риге на собрании русской интеллигенции с призывом поддержать советскую власть. Но уже в августе 1940 года просоветски настроенный оратор был арестован, в 1943 году он умер в заключении. Как уже говорилось, очень трудно увидеть в осуществлявшихся репрессиях какую-либо логику.
Дмитрий Левицкий, очевидец депортации 14 июня 1941 года, писал, что на жителей Прибалтики «террор обрушился с одинаковой жестокостью вне зависимости от того, к какой национальности они принадлежали».
В связи с этим вспоминается проповедь английского священника 17-го века Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».
P.S. В Риге сегодня пройдут мероприятия памяти жертв коммунистического геноцида, сообщили в Рижской думе.
По сложившейся традиции, в 10 часов состоится памятное мероприятие около железнодорожной станции Шкиротава, а в 15 часов — около станции Торнякалнс. В 12.30 фонд «Дети Сибири» проведет шествие от Музея оккупации Латвии на Ратушной площади до памятника Свободы, где состоится торжественная смена почетного караула и церемония возложения цветов.