По оценке регистра, число ликвидированных фирм действительно большое, работа еще не завершена, и чистка базы данных фирм продолжится, рассказала представитель Регистра предприятий Эвия Римшане.
«В целом это число большое, но начатый процесс исключения из регистра фирм продолжится в течение всего года и, соответственно, уменьшит недобросовестную коммерческую деятельность», — говорит Римшане.
Впрочем, фирмам, легально работающим и добросовестно платящим налоги государству, беспокоиться не стоит. Исключенные из Регистра предприятий фирмы были неактивными и по некоторым признакам являлись рисковыми.
«Общества капитала, которые были исключены из регистра, оценены как предприятия высокого риска, поскольку у них длительное время отсутствовало правление либо имелись существенные нарушения в налоговой сфере, и это массовое исключение из регистра неактивных обществ капитала в целом улучшает экосистему коммерческого регистра и одновременно улучшает предпринимательскую среду в Латвии», — считает Римшане.
Многие ликвидированные регистром фирмы были закрыты на основании полученных от СГД сведений. Что может не понравиться налоговой и в каких случаях компании признают подозрительными, рассказывает главный налоговый инспектор Илзе Осе:
«Если мы констатируем, что налогоплательщик допустил нарушения, чаще всего это уклонение от уплаты налогов, неподача налоговой декларации, долг перед госбюджетом.
Или если плательщик не устраняет нарушения, из-за которых был исключен из регистра плательщиков НДС, либо юридический адрес плательщика является рисковым адресом. Кроме того, если в ведении СГД есть информация о том, что должностное лицо введено в состав правления коммерческого предприятия по просьбе третьего лица, либо это лицо говорит, что оно понятия не имеет об этом предприятии, то в таких случаях СГД имеет право принять решение о прекращении хозяйственной деятельности», — говорит Осе.
Инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис допускает, что в ходе столь массовой чистки фирм под одну гребенку могут попасть и добросовестные фирмы. Впрочем, по его словам, никто пока прилюдно не жаловался на действия СГД и Регистра.
Рунгайнис объясняет, что в нынешней ситуации интересы государства и всего бизнеса превыше всего, поскольку невыполнение требований плана Moneyval — в частности по предотвращению возможных сделок, связанных с отмыванием денег, — может усложнить в дальнейшем расчеты латвийских фирм и граждан за границей.
«Под такую «зачистку» могут попасть компании, которые занимаются тем, что считают абсолютно легальным, но не до конца понятным для налоговой службы и для банков. [...] Бизнес теперь должен доказать свою прозрачность. Если этого сделано не будет — это может стать поводом, чтобы фирму закрыть», — говорит Рунгайнис.
По мнению банкира, закрытие неактивных, по мнению СГД, фирм не приведет к потерям для госбюджета — ведь эти фирмы не платили налоги.
«В большинстве своем закрывается «серый» бизнес», — говорит Рунгайнис.
В прошлом году было ликвидировано в два раза больше компаний, чем создано новых. Всего было ликвидировано 20 745 предприятий, новых фирм зарегистрировано 10 660. И это рекордный показатель с начала девяностых.
В Регистре предприятий на сегодня зарегистрированы 193 942 предприятия. В это число входят все формы предпринимательской деятельности — и АО, и ООО, и индивидуальные, и микропредприятия.