"Самый крутой предвыборный трюк у нас - найти врага и разобраться с ним. И поэтому власти стали опять тиражировать политзаключенных, - пишет в Neatkarīga публицист Виктор Авотиньш.
Это можно было бы воспринимать серьезно, а не как предвыборный цирк, если бы все не делалось так бессмысленно и некачественно, если бы вместо укрепления государства и стабилизации общества не вызывало межнациональные распри.
Действия, которые должны быть четко отработаны, превращаются в какой-то постановочный фарс, а их исполнители остаются неузнанными. Задержание и арест нужно производить, не допуская никаких подозрений в провокации со стороны властей. О ком бы не шла речь: об Ансисе Берзиньше, Юрии Алексееве, Александре Гапоненко или Владимире Линдермане. Однако кажется, что во всех этих случаях властям было важно не столько обосновать свои действия, сколько активизировать защитников этих людей. А как же иначе!? Осенью выборы, за неимение другого предложения для светлого будущего, активация оппонентов – это один из способов удержать «свой» электорат. Тот, у которого такие действия не вызовут «негативных эмоций».
Под этим соусом, конечно, можно хватать всякого кто «не так» открыл рот. Без какой-либо дальнейшей ответственности за правомочность своих действий и их законность.
Все спишет одна гениальная фраза: уголовный процесс Полиция безопасности (ПБ) начала, «чтобы предотвратить возможную попытку совершения незаконных действий под видом законных действий или достижения противозаконной цели, и ввиду того, что информация, полученная ПБ, может быть проверена только посредством методов уголовного судопроизводства». Хорошее оправдание чтобы заковывать людей в кандалы и бросать их лицом в асфальт под гимн Латвии.
При этом мы говорим о людях, в речах и текстах которых звучит категоричная критика политического режима Латвии и его действий, «реформы», но вот отрицания латвийского государства я не заметил. Может, конечно, это можно увидеть только при помощи «методов уголовного судопроизводства», однако расследование похожих дел в предыдущие годы говорят об обратном. А суд, если и будет, то будет после выборов. А до них главное сохранить этнические контуры коалиции и оппозиции. Я бы даже сказал, что это выгодно обеим сторонам. Смотрите, как в этом году мобилизовались те, кто отмечает 9 мая.
И именно поэтому, чтобы исключить самоуправство политиков и спецслужб, я призываю в таких вещах играть по четким правилам. Если властям кажется, что какие-то проявления должны быть запрещены, то требуется их четко определить.
Это ничего, что я считаю это признаком авторитаризма. Можем при помощи «методов уголовного судопроизводства» переименовать Полицию безопасности в Политическую полицию (репрессивная структура времен диктатуры Улманиса. - press.lv). Их функции в свое время были очень четко определены. Честнее.
Пожалуй, соглашусь со мнение культуролога Дениса Ханова, который считает, что политическая элита Латвии за все эти годы не нашла возможности предложить нацменьшинствам какое-либо заметное участие в политике нации, а дала лишь толчок к формированию этнической общины. Поэтому люди и не чувствуют свою принадлежность к этому обществу".