«День основания Латвийского государства теперь стал рекламой одной партии, а Райвис Дзинтарс своих целей позволил себе приватизировать латвийский флаг?!» - в социальных сетях несколько дней назад появлялись этот и подобные тексты. Речь шла об организованном Национальный объединением (NA) факельном шествии, в котором в этом году приняли участие около 17 000 человек. Можно и не обращать внимание на тех, кто ужасно тревожится о «рекламе одной партии», но наблюдения за государственными праздниками сего года навели на большие размышления, - пишет Элита Вейдемане в "Неаткариге".
Пост-праздничных комментариев в этом году было больше, нежели в прошлом, и в них можно было наблюдать своего рода политическую зависть. Как ещё назвать сердитый выпад сторонника «Единства» в адрес организованного 18-го ноября шествия, ставшего, к тому же, уже традиционным?
Дорогие сторонники «Единства», сделайте уже сами такое шествие! И пусть любая другая политическая сила собирает вокруг себя сторонников, берет флаги (они не приватизированы!) и отправляется на шествие! Соберут ли они 17000 участников? Сомневаюсь.
Я даже не приглашаю «Согласие» делать нечто подобное: у этого партийного образования своё «шествие» - 9 мая вокруг неправильно заточенного карандаша. Но плохо скрытая зависть за прекрасное мероприятие 18 ноября - вполне естественное проявление для тех политических кружков, которые страдают от нехватки идентичности.
Однако факельное шествие было самым впечатляющим из всех мероприятий, проводившихся в день праздника, так как никто не собирал столь большое количество людей, никто не был настолько полон патриотизма и нигде в одном месте нельзя было встретить так много счастливых, улыбающихся людей.
И ни одно мероприятие не вызвало столько пустых упрёков со стороны тех, кто уже какое-то время чувствует запах гари - и не от факелов, а от трения просиженных штанов о депутатские кресла …
Несение огня было неформальной кульминацией праздника. Но все больше начинает казаться, что мы отмечаем праздник не только потому, что это - День рождения Латвии, но и из-за неосознанного упрямства, из-за невысказанной неуверенности. «Виновница» торжества — Латвия — этого совсем не должна чувствовать, поэтому мы загнали поглубже неведение будущего, радуемся на концертах, салютах, шествиях...
И на один день убираем тлеющие сомнения, думаем и говорим о Латвии до слез, полных любви, но неведение, неуверенность и обида все ещё тлеют и болят, и копятся, как нескончаемый запас угля. Как бы дождаться конце всего этого, если заботливые руки власть имущих время от времени досыпают хороший груз топлива — в виде «продуманных» законов и подлых, безразличных поступков?
В поступках наших дражайших правителей есть много трагикомических случаев, а на заседании Комиссии Сейма по бюджету 17 ноября можно было смеяться и плакать, сколько угодно, потому, что там рассматривали разделы бюджета на следующий год. Спортивное общество обрадуется за миллионы наших налогов, которые будут направлены на строительство различных спортивных сооружений. Например, Латвийская ассоциация Таэквон-до ITF получит в подарок 7000 евро на покупку инвентаря - таким было предложение Валдиса Калнозолса (СЗК) (депутатская квота). Комиссия поддержала выделение почти 10 000 евро Федерации по бриджу на участие латвийской молодежной команды в чемпионате Европы. Щедрый подарок получил и председатель совета мемориала Жаниса Липке Марис Гайлис: была удовлетворена его просьба о предоставлении 30 000 евро (в год) для повышения зарплаты работников мемориала. Комиссия горячо поддержала также идею предоставить Министерству сельского хозяйства 3000 евро для того, чтобы она сделала переиздание книги общества Клуб Сыра «Янов сыр»…
А в это время в Тартусской больнице за жизнь борется Байба Бароне, так как Сейм все еще не может прийти к решению о финансировании из госказны пересадки печени, и только от добросердечности жертвователей зависит, выживет ли молодая женщина. В это время памятный мемориал истории Латвии — Братское кладбище — медленно разрушается в ожидании государственной помощи. В это время мелкие предприниматели, не дождавшись помощи законодателей, готовятся к краху. Пропасть между теми, кто сидит в комиссиях и Сейме, и теми, кто находится все этих красивых помещений существует.
День рождения Латвии в этом году проходил под знаком упрямства: либо мы их, либо они нас. А факельное шествие было пограничной полосой между нами и ними. Поэтому столь пышно расцвел цветок политической зависти."
Элита Вейдемане,
Неаткарига